Собор Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрии» - главный храм монастыря, строился по обету великого князя Василия Ш в память возвращения древнего города Смоленска в состав единого Русского Государства (1514). В соборе сохранилась настенная фресковая роспись XVI –XVII веков. В это же время сложился облик пятиярусного иконостаса в резной золоченой раме, созданной царскими мастерами из Оружейной палаты Кремля. В иконостас вошли иконы – вклады русских государей. Вдоль южной стены Смоленского собора сохранились гробницы родственниц царя Петра I: первой жены – Евдокии Федоровны (Лопухиной) и сестёр - Екатерины, Евдокии и Софьи Алексеевны.

К небольшому зимнему храму с трапезной палатой примыкают келейные палаты царицы Ирины Годуновой. После Смоленского собора это древнейший архитектурный комплекс обители - во второй половине XVI века представлял собой замкнутую усадьбу, построенную, вероятно для княгини Ульяны Удельной (в монашестве Александра). В 1598 – 1603 гг. здесь проживала вдовая царица Ирина Федоровна, сестра царя Бориса Годунова. Церковь сильно пострадала в пожаре 1796 года и была перестроена.

Зимняя церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в стиле «московского барокко». Памятники этого архитектурного направления отличаются богатым декоративным оформлением. Резные из белого камня наличники окон, колонны и карнизы покрывали вся поверхность стен. С западной стороны к церкви примыкает огромный бесстолпный зал трапезной палаты, стоящий на высоком подклете. Площадь палаты составляет 393 кв. метра. От первоначального иконостаса церкви выполненного известным придворным мастером Карпом Золотарёвым сохранилось только несколько икон, которые сейчас хранятся в Историческом музее. В 70-е годы XX века в храме был установлен резной золоченый иконостас 1703 г. из разрушенной в 1931 году церкви Успения на Покровке.

Церковь была построена по заказу царевны Софьи Алексеевны над святыми (северными) воротами монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменной резьбой храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон завершается белокаменными раковинами и пятью фигурными главками на гранёных барабанах. В Преображенской церкви сохранился иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью письма отличаются иконы местного ряда.

Церковь располагается над южными воротами монастыря. Ее белокаменная резьба скромнее, чем на других храмах монастыря, но в архитектурном плане она не менее интересна. Её создатели использовали характерный для украинского зодчества приём: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём. В боковых главах храма были устроены звонницы.  Первоначально эта церковь служила «домовым» храмом для палат царевны Марии Алексеевны.

КАЛЕНДАРЬ

© 2013 - 2024. Церковный музей Новодевичьего монастыря Русской Православной Церкви